ФИЛЬМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ ПРО ЛЕНИНГРАД И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЭШЕЛОНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЗДАРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРОВА;)
ДВИЖЖЖЖЖЖЖУЛЬКА ВСЕЁЙМАЯСНАЯРКАЯИДАЛЕЯ:)

ФИЛЬМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ ПРО ЛЕНИНГРАД И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЭШЕЛОНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Сходил на «Коридор бессмертия». Мне про него в эти дни раз пять уже написали — «железнодорожная драма», дескать, твоя тема.

Пошёл для галочки — фильм транспортный, и правда надо бы. Хотя после мерзкого «Края» Алексея Учителя 9-летней давности я уверился, что наши творческие творцы обязательно испоганят военную тему — да ещё и в такой крайне специфической отрасли, как железная дорога. Которая нечасто попадает на экраны — и то в основном в виде клюквы. Однако в реале оказалось всё совсем наоборот: посмотрел его со всё возрастающим по мере просмотра интересом и ушёл из зала с приятным послевкусием. Пожалуй, фильм тянет на сюрприз года — причём в сугубо положительном ключе!

Сюжет в общем-то простой: две ленинградских девчонки в начале 1943-го (а это уже второй год Блокады) вербуются на железку, прельщаемые рабочей карточкой и гарантированным пайком. В то время для гражданского это был шанс выжить. И попадают аккурат на строительство железной дороги в Шлиссельбургском коридоре. Дорога строилась ударными темпами сразу после прорыва блокады по временной схеме, вступила в строй 7 февраля 1943 г. и её пуск позволил дать Ленинграду снабжение и намного поднять нормы питания. Однако она проходила всего в 5-6 км от линии фронта и постоянно обстреливалась с Синявинских высот — поэтому работа там была сопряжена с крайним риском. Много народу погибло при проводке и обеспечении движения эшелонов. А к началу мая проложили вторую линию — уже дальше от линии соприкосновения, в 15 км от фронта. Всё равно близко, но уже не так смертельно.

И вот в эту мясорубку февраля — апреля 1943-го попадают эти самые девахи. Пересказывать все их приключения и неожиданные повороты сюжета не буду, однако отмечу вот что: на моей памяти это вообще в принципе первый фильм, который связно рассказывает широкому зрителю о феномене паровозных колонн особого резерва НКПС — ОРКП. Эти самые колонны, по моему мнению, были таким же знаковым и важным явлением периода войны, как штурмовики Ил-2 или «катюши». И со стратегическим значением не меньшим, чем к примеру поставки по ленд-лизу. Но о них практически не известно, они в тени внимания публики. Это ведь не оружие, не танк и не самолёт.

Что вообще это есть такое, если вкратце? ОРКП — это мобильные паровозные колонны по 30 локомотивов, которые действовали как соединение под одним командованием в полосе конкретного фронта. Они имели в своём составе по 2 полноценных бригады на каждый паровоз, а также турный вагон для отдыха бригад и свой отдельный мини-эшелон с ремонтной мастерской, баней, прачечной и управлением колонны. Весь персонал числился на военном положении, с соответствующим снабжением, пайком, строгой дисциплиной и был снабжён оружием.

В ОРКП выделялись только легкие или средние паровозы — всегда строго однотипные для одной колонны, дабы обеспечивать быстрый ремонт одной марки. В основном это были Эу или Эм, а на южных фронтах — ещё и СО. Каждый локомотив был жёстко закреплен за 2-мя сменными бригадами, у которых выделялся старший машинист. Паровозы «Э» были лёгкие и поэтому могли проходить по хлипким, на скорую руку восстановленным прифронтовым линиям и проводить по ним к фронту типовые 15/20/25-вагонные эшелоны. Снаряды, питание, запчасти, новая техника и проч. Поскольку ОРКП были не привязаны к депо и к тыловой ж/д, они перемещались сразу вслед за «своим» фронтом — который таким образом обретал оперативную мобильность и устойчивое снабжение, включая тяжелую технику. Ведь один состав — это эквивалент 800-1000 полуторок или 300-350 студебеккеров. Это только один состав! А если он к тому же проходит по плохим линиям вблизи фронта, а сами локомотивы просты, устойчивы к боевым повреждениям, могут потреблять некачественное топливо и при этом быстро ремонтироваться близ линии фронта, невзирая на наличие/ отсутствие стационарных депо — то такому логистическому инструменту фронта или армии цены нет.

«Колонны особого резерва НКПС» были внедрены при наркоме А.В. Хрулеве (который был одновременно начальником Тыла РККА) в начале лета 1942-го — после первого снятия Кагановича, сперва в количестве 11 колонн. Через полгода их число увеличилось до 35-36. Их эффект во время снабжения Сталинградской битвы и пробивки блокады Ленинграда оказался исключительно высоким и дал такие серьёзные результаты после хаоса осени 1941 — весны 1942 гг., что колонны ОРКП затем росли в числе всю войну — при сохранении принципов их работы и формирования обр. 1942. Наивысшее число колонн особого резерва было достигнуто к концу 1944 г. и вместе с ленд-лизовскими тяжёлыми грузовиками они обеспечили высокую мобильность фронтов Красной Армии в целом, превзойдя в этом показателе вермахт, снабжение которого велось «по-старинке» — линейными локомотивами, привязанными к депо и узлам. Да, немцы после 41-го внедряли дешевые «военные» паровозы — тотальная война заставила, однако до радикальной перестройки организации транспорта они так и не дозрели. И возможности быстрого маневра наличным транспортом они не имели, их механизм управления был более тяжеловесен, а цепочка прохождения команд — сложнее. Немцы были точны и пунктуальны, они были тотально радиофицированы — но при этом не могли почти мгновенно реагировать транспортом на изменение боевой обстановки, как мобильные советские ОРКП.

…Впрочем, я отвлекся. Так вот, этот удивительный феномен советского военного транспорта можно видеть в фильме в его самом житейском, «низовом» измерении. Быт турного вагона, построение и состав бригады ОРКП на ленинградском участке фронта, внутреннюю слаженную работу бригады — паровозники, кондуктора, снабженцы, ремонтники. Уже только это стоит того, чтобы посмотреть фильм. И чем дальше, тем с большим удивлением я смотрел на то, как реалистично и фактурно создатели фильма реконструировали «транспортную» часть с её деталями — взятие жезла на перегоне, расцепка под огнем, работа внутри паровозной будки, связка тендер-паровоз, кондуктора на «хвосте» состава и т.п. Чем ближе сюжет двигался к концу, тем больше я сгорал от нетерпения узнать, так кто же консультировал авторов? Потом, когда уже пошли титры и народ стал расходиться, я таки дождался концовки. Там был указан только один главный консультант — Борис Лапидус, но мне и этого было уже достаточно. Кто не в курсе, это бывший главный экономист МПС РФ, затем вице в РЖД, а сейчас старший советник гендиректора. Причём он начинал на линейной должности как локомотивщик, и до перехода на «экономическую» работу к 1982 г. прошёл много ступеней реальной низовой «железки». Понятно, что с его обширными связями и опытом, можно было привлечь к работе целую команду опытных консультантов. Отсюда и качество отображения работы фронтовых колонн. Кстати, сам Лапидус сыграл в фильме эпизодическую роль старого машиниста-наставника.

Кроме этого, фильм снят без фиги в кармане, которую так любят современные режиссёры. Это меня удивило не меньше, чем качество сьёмок и реконструкции паровозной техники. И даже показ вооружённого конфликта капитана госбезопасности (который отвечал за сохранность «особого груза» в эшелоне — вывоза циклотрона ЛФТИ из Ленинграда на Большую Землю) и начальника поезда обошёлся без выставления гэбэшников картонными идиотами с наганом. Засветился в начале фильма и Жданов, которого тоже интеллигенция не жалует. Также радует, что режиссер не опустился до любовно-постельного асисяя, который часто уродует военные драмы искусственной «клубничкой». Любовная линия там есть, но она отображена вполне целомудренно — в советской традиции. Есть мелкие придирки (сугубо мои), но я их даже не буду перечислять — на общем фоне они незначительны.

Есть, конечно, в картине и недостатки. Довольно слабый сценарий, в смысле проработки сюжетных линий, которые причудливо переплетаются и внезапно затухают или вообще исчезают. Характеры в смысле актерской игры весьма хлипко отображены. Можно было ярче и рельефней показать «работу» диверсанта, которого приняли в ОРКП из ленинградского депо. А то он совсем внезапен для зрителя. Не очень понятен смысл дуэли с вражеским бронепоездом (или миномётным гнездом?) и смутен её исход.

Кроме того, чувствуется, что создатели «Коридора» испытывали финансовый голод — плёнка темновата, на свете экономили, какие-то эффекты упрощены и примитивизированы. Им бы миллионов 10-12 добавить — и фильм был бы красочней, ярче. Жаль, что на него хорошей техники не расщедрились, а вот на всякое пафосное с клюквой бабла расходуют немеряно. Я потом прочитал, что на досьемку фильма создатели собирали денег на Планете.ру, оказывается. Но вот я, допустим, об этом факте вообще не знал.

* * *
Резюме: любителям транспорта, паровозов, железной дороги и военной драмы идти строго обязательно!
Остальным — по желанию, однако думаю, что просмотр доставит и вам удовольствие. Нечасто видишь такие шикарные сьемки эпохи, с минимумом «творческих» допущений. Консультантам фильма — огромный респект!

PS. И ещё: фильм очень ленинградский. Это особенно подкупает. Ленинградцы, идите и смотрите

Производство: Россия, Творческая студия «Стелла»
Жанр: Драма, военный, история

Режиссер: Федор Попов
Продюсер: Федор Попов, Александр Броварец
Актеры: Артем Алексеев, Анастасия Цибизова, Игорь Ясулович, Артём Мельничук, Александр Яценко, Дарья Екамасова, Анатолий Горячев, Александр Обласов, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Тагир Рахимов

Описание:
Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
ФИЛЬМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ ПРО ЛЕНИНГРАД И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЭШЕЛОНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ EZOLIFE.INFO
ЛЕТАЮЩИЙ РОБОТ КАК ПТИЦА И РОЛИК ЭКШЕН...
НОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОТ ЛИНДСИ СТИРЛИНГ Halo Theme- Lindsey Stirling and William Joseph МАЙ 2013 ГОД...
Как понять мужчин?
Мировые новости от сайта война и мир 20.12.14 21:23:10