ЛЕГЕНДЫ О КАМНЯХ ВЕЛИКИХ…ЧАСТЬ 1

КРАСИВАЯ ОБНАЖЕННАЯ БРЮНЕТКА
КРАСНАЯ ШАПОЧКА ЗАГОРАЕТ В ЛЕСУ...

ЗДАРОВА;)

НАЙДЕНО В ИНТЕРНЕТЕ…

Каменные легедыС давних времен камни играли в жизни белорусов большую роль. Здесь всегда существовал и был широко распространен культ камней, что не могло не отразиться на многих сторонах жизни народа, особенно на религиозных, поэтических, философских, на традиционном укладе его жизни, на исторических событиях, известных людях, о чем и хотелось бы немного рассказать.
Особую известность у нас получили так называемые Борисовы камни, которые издавна привлекали к себе внимание. Встречались эти громадины, оставшиеся со времен ледника, в основном на севере Беларуси. В русле Западной Двины, в разных местах, начиная от Полоцка, виднелось немало величественных гранитных валунов с высеченными на них разной формы крестами и надписями, в некоторых это имя и упоминалось: «Господи помози рабу своему Борису». В народе их называли Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб.
Один из этих памятников с надписью «Сулиборь хръсть» вытащен из реки, в 1888 году увезен в Москву и находится в музее-заповеднике «Коломенское». Еще один в 1981-м перевезен в Полоцк и установлен на Верхнем замке, рядом с Софийским собором. Этот семидесятитонный камень имеет 8 метров в окружности, длина креста — полтора метра. По обе стороны шестиконечного креста на нем высечено: «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу».picБорисов каменьpicБорисов Камень, стоит в Полоцке возле Софийского собора.
Фото Киркорова Д., 2006 г.Один из подобных гигантских камней в русле Вилии, который имел название Прывитальня, мешал когда-то судоходству, и те, кто плыл возле него, бросали хлеб-соль, приговаривая: «Приветствую тебя хлебом-солью! Прими, а меня пропусти!»
Известны такие исполины и на суше: один стоял у деревни Высокий Городец Толочинского района. Он представлял собой почти квадратную плиту с восьмиконечным крестом и надписью по краям и назывался «Кравец» или «Степан». По легендам, Степан обладал чудесной силой. Достаточно было вечером принести к нему скроенную ткань и попросить: «Степан, пошей мне жупан!» — как наутро на поверхности камня лежала одежда. Так долгое время камень обшивал местных крестьян, получив отсюда свое имя — Кравец. Таких камней известно несколько. Они «сами» шили сапоги, одежду, будучи в прошлом сапожниками или портными, проклятыми за то, что работали в праздник.
Сохранился камень на Вилейщине, в деревне Камена. Это глыба одиннадцатиметровой окружности с крестом и надписями, среди которых слова «Воротишин хресть». Возможно, Воротиша и Сулибор — имена мастеров.
Так называемый Рогволодов камень стоял возле деревни Дятлово Оршанского района. Надпись на поверхности плиты гласила: «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову». В 1171 году Рогволод был князем в Полоцке. Местные жители называли камень гробницей и почитали как святыню. В легенде говорилось о том, что когда-то он стоял на ногах и имел голову в виде животного. Местный мельник, отрубив голову, переделал его на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол все состояние и семью мельника. (Чем не сюжет для триллера?) Позднее над ним была воздвигнута часовня, а советские времена этот памятник не пережил — взорван в 1930-е, как и «Кравец».picМузей валунов. Каменные жернова. Фото Ольги Терещенко, 2007 гОгромные гранитные валуны, широко известные монументальные памятники нашей истории и письменности, издавна вызывали массу суждений и споров. Камни-исполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.picОдин из Борисовых камней, лежавший в Двине вблизи Дисны. С гравюры XIX века.Были разные мнения о происхождении рисунков и надписей, но до сих пор ни одно не может быть признано полностью убедительным. Выдвигались версии о том, что валуны были обозначением границ Полоцкого княжества, однако все они находятся в глубине его территории. Есть теории и о том, что так обозначались символы борьбы новой веры с язычеством. До принятия христианства эти камни были языческими святынями. Высекая крест, полоцкий князь как будто боролся со старой верой и одновременно увековечивал свое имя. Есть гипотеза, что название одного из них — Борис-Хлебник означает, что с именем Бориса в этом случае связывался древний сельскохозяйственный праздник первых всходов яровых, к которому еще в ХII веке приурочили в мае день святых Бориса и Глеба. Возможно, название было дано за похожесть его формы с караваем хлеба. Некоторые ученые считают, что надписи и кресты на части из них высечены во время страшного голода в мае 1128 года. Тогда снег лежал до мая, мороз побил озимые, люди ели мох и солому. Борис — это полоцкий князь, сын легендарного Всеслава Чародея. Возможно, появление просьбы о помощи связано с военными походами Бориса на балтийские племена ятвягов и земгалов в ХII веке. Тем более характерно размещение их по Двине на запад от Полоцка, куда и шли походы, вот и отдавался приказ высекать эти надписи, прося помощи у Господа. У села Краславки в свое время стоял камень с надписью «Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ». На валуне — шлем воина с изображением солнца, что еще более утверждает в мысли о «военном» происхождении символов. Камниисполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.
Стоит только пожалеть, что почти все полоцкие камни — эти бесценные памятники нашей древности, национальные святыни — погибли. Некоторые из них были взорваны в ХIХ веке, другие — в советские времена.picМузей валунов. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.Однако несмотря на все разрушения, и сегодня в Беларуси сохранилось немалое количество священных в прошлом валунов.
В Столинском районе недавно (сообщение за 2007 год) было обнаружено 37 камней с нанесенными на них загадочными символами и текстовыми надписями. Эти валуны теперь находятся на территории парка Радзивиллов в деревне Маньковичи. Найдены они были в Столине при прокладке водопровода и доставлены в деревню для дальнейшего научного изучения. По мнению специалистов, надписям не менее 900 лет, и часть их аналогична рунам алфавита Футарк, скандинавским, тюркским, венгерским, алтайским, болгарским и другим. Известно, что руническая знаковая система практически полностью исчезла при крушении древних цивилизаций. Предполагают, что часть валунов применялась при отправлении языческих обрядов, а затем, когда внедрялось христианство, была использована в фундаментах несохранившихся древних церквей.
Обращает на себя внимание, какое уважение к камню питал в древности человек. Часто над поклонными камнями возводились часовни, храмы и монастыри. Значение его в легенде, песне живо и до сих пор. Языческие представления здесь тесно переплетены с христианскими темами. Так, нередко бывало, что найденных в земле древних каменных идолов ставили в часовнях или при дорогах вместо католических или униатских святых — явление, абсолютно невозможное во многих христианских странах.
Сказания о превращениях живых существ в камни в своих главных деталях повторяются в разных местностях. Рассказывающие убеждены, что они видят на камнях человеческие лица, животных, слышат даже жалобные стоны, выходящие из-под камней. Поверья говорили, что если сильно ударить такой валун, то из него потечет кровь. Поддержанию подобных представлений способствовало то, что у нас в болотах, на берегах рек и озер действительно много камней, имеющих необычные формы в виде головы либо живых существ. В Беларуси нет почти ни одного большого камня, который бы не имел своего собственного имени: Великий Камень, Святой Камень, Кравец, Степан, Змеиный Камень, Чертова ступня… Практически с каждым связано какое-либо предание. Некоторые отождествляются с людьми, окаменевшими за работу в Вялікдзень (Пасху), или со свадьбами, которые якобы не уступили друг другу дорогу, или встретились с лютым змеем, который не дождался приветствия, проклял их и навсегда превратил в камни. По легендам, под одними камнями закопаны клады, возле других в полночь происходит сборище разной нечисти, которая правит там свои жуткие шабаши. Некоторые из них «работали» в качестве магнита, сбивая с дороги путников. Камни, по древним представлениям белорусов, не что иное, как прогневавшие Бога, заколдованные за грехи земля, люди, животные, пни, хлеб, то есть все то, что когдато имело живую форму, росло, двигалось, чувствовало.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЧАСТИ 2

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ САЙТА EZOLIFE.INFO