ЛЕГЕНДЫ О ВЕЛИКИХ КАМНЯХ…ЧАСТЬ 2

КРАСОТКА НА ПРИРОДЕ
К СЛОВУ О ГАРМОНИИ ЖЕНСКОГО В ПРИРОДЕ...

ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Ранее у нас существовал интересный обычай: по ручьям и небольшим речкам класть камни с высеченными на них изображениями стопы, подковы, серпа, меча… Так обозначалось желание увековечить какое-нибудь важное в жизни событие, либо это были особые памятники умершим, использовавшиеся и в качестве кладки через воду. Проходящий и пользующийся переправой был обязан за это помолиться за упокой души, в память которой эта памятка положена. Есть также поверья о том, что душа еще некоторое время блуждает по земле, в это время изредка навещая родственников на Коляды, Радуницу, Дзяды, и эти знаки помогают душам не заблудиться в темноте.
В культовых целях камень использовался издревле. Своих богов язычники высекали из камня. Христианство, которое стало государственной религией, для отваживания людей от почитаемых ими священных мест вместо идолов ставило кресты, на камнях выбивались христианские эмблемы. Несмотря на приход новой религии, камни не утратили почитания и уважения к себе.
Можно вспомнить два интересных камня на Червенщине — Демьян и Марья. Прославились они своей чудодейственной силой: ходили слухи об исцелении паралитиков, хромых, глухих и пр. К валунам стекались на поклонение не только жители близлежащих местностей, но даже издалека. Этим камням приносили пожертвования: холсты, лен, шерсть, домашних животных и деньги. Порой пожертвования были так обильны, что их возили возами.
На Лепельщине, на берегу Воронечского озера стоял камень, известный в народе под названием Витовтовы тарелки. На нем были заметны следы шести углублений, действительно имеющих вид тарелок. Легенда говорит, что на этом месте обедал великий князь Витовт, когда в 1426 г. брал приступом замок Воронеч.
Камень в том же районе, у берега реки Ушачи имел название Витовтовы вилки, с соответствующим знаком. Вообще существует масса примеров народной памяти и уважения к великому князю, жизнь и деятельность которого глубоко врезалась в память белорусов. Существуют либо существовали Витовтовы броды, бани, шляхи, мосты…
Не менее интересны так называемые камни-следовики, названные так из-за отпечатков на своей поверхности. В одних случаях местные жители называли их «чертовыми следами», «следами дьявола» и т.д., в других — «Божьими следами», «следами Христа», «ногами Богородицы». Если первые пользовались дурной славой, их всегда обходило население, то последние были в огромном почете и привлекали немало пожертвований, здесь же ставились иконы. Считалось, например, что вода из «божьих следков» помогает излечивать от разных болезней.
В Беларуси камни-следовики встречались очень часто, ведя за собой вереницы историй. Например, о камне, что лежал под Слуцком, говорили, будто след остался от святого Николая, который шел в ближайшую церковь являть чудеса. О другом вам рассказали бы, что следы оставлены Святой Девой (Богородицей), в то время, как она шла в Иерусалим с маленьким Христом на руках и отдыхала на камне. А в средневековых документах упоминается, что еще в ХVI веке следовики находились в костелах и церквях, как, например, в Борисове.
Встречаются самые разнообразные и загадочные знаки, выбитые на валунах. Происхождение тех знаков, имеющих рукотворный характер, возможно, связано с охотничьими ритуалами, указанием направления дорог, старинных границ племен, проявлением культа бога солнца, который идет по Вселенной, приносит свет и дарит урожай, подковы на тех, что лежали у рек, могли показывать брод через реку…picМузей валунов. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.Кара и несчастья, рассказывали, настигали тех, кто пробовал использовать святые камни в корыстных целях. Так, известно несколько случаев, когда человек положил следовик в фундамент и дом сгорел. Некоторых начинали преследовать болезни, и камни приходилось возвращать. Неуважение к святыням также наказывалось. Немало ходило историй о том, как человек, проходя мимо, не помолившись или оскорбив камень, потерял зрение, вернувшееся лишь после искренних раскаяний и молитв на «месте преступления».
Целебные «функции» святых камней были довольно просты. Достаточно дотронуться, взять с него мох, отбить кусочек. Некоторые камни скоблили, а порошок служил лекарством. Действенным средством всегда считалась дождевая вода, собиравшаяся в углублениях.
Особенным уважением в народе пользовались места древних молений, так называемые «крушни» — груды камней — и «прошчы», которые состояли из крушни и старых деревьев. Им приписывали способность излечивать людей от самых тяжелых недугов. Распространены были массовые паломничества и крестные ходы к ним. К некоторым ходили на Радуницу, к другим на Троицу, Юрье, в воскресенье, в новолуние. Последние 200 лет их разбивали, пытаясь отвадить людей от язычества, а люди складывали их снова, и сила святынь, как верили в народе, только увеличивалась. Большой силой начинали обладать даже маленькие кусочки памятника.
Как это ни удивительно, но еще в начале ХХ века в Минске существовало капище, история которого уходила вглубь на добрую тысячу лет. Стояло это былое языческое святилище на берегу Свислочи, напротив места, где позднее построен Дом учителя. Здесь до начала прошлого века была «молельня у камня», пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители — отец и сын Севостеи. В комплекс святилища среди прочего входил камень, дуб в четыре обхвата, выложенное из камней место для священного костра на деревянной площадке над рекой. Камень, обладавший чудодейственной силой, назывался «Дед» или «Стары». Дуб, что сохранялся до конца ХIХ века, возможно, был последним из языческой дубравы, которые также в свое время считались святыми.
В парке есть каменные кресты – древние символы веры и предметы культа христианской религии. Один из них, высеченный из розового гранита, нашли на средневековом могильнике в лесу в Докшицком районе Витебской области. В центре креста высечено схематичное изображение рыцаря с мечом и щитом, с короной над головой, у ног – надпись RSB, которая расшифровывается как Rex Stefan Batоry (король Стефан Баторий). По преданию в этом месте под Докшицами 450 лет назад обедал польский король Стефан Баторий во время одного из походов войск Речи Посполитой на восток.
Был еще крест – идол богини Мары. Но его переместили в вестибюль института, чтобы уберечь от вандалов. Это единственный такой идол, который удалось найти в Беларуси. Наши предки поклонялись ему тысячи лет назад.
Большие каменные кресты, характерные для Беларуси, заслуживают внимания. Широко известны такие на Полесье, например, в церкви Турова. На них вешали ленты, лампадки, покрывали платками, жертвовали к подножию монеты, свертки полотна и т. д. По местным преданиям, кресты будто бы сами приплыли тысячу лет назад из Киева, вверх по течению Припяти, а река стала красной от крови. Здесь прослеживаются отголоски кровавой христианизации Полесья, сведений о которой в письменных источниках не сохранилось. Интересно, что кресты, имеющие в высоту больше двух метров, обычно рассмотреть невозможно, поскольку, являясь чрезвычайно почитаемым объектом, они спрятаны от глаз под толстым слоем вышитых рушников, являя собой как бы разноцветные живописные стожки из ткани.picМузей валунов. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.В былые времена поклониться этим святыням приплывали люди со всей Припяти. Считалось, что кресты чудотворные, излечивают больных. Особенно много больных собиралось к ним на Воздвижение.
Многие из каменных крестов ставили сь в качестве памятников людям. На Лепельщине, у самой дороги, ведущей из Суши в Уллу, стоял большой крест из гранита. На нем была высечена надпись: «1569 тут палі ў поле… паложана 200 жаўнер ва Хрысту поставіў па бітве, па зары…». Во время Ливонской войны здесь состоялась кровавая битва белорусского отряда с захватчиками. После нее и появился на холме над озером Пола этот памятник с надписью. В 1932 году он был взорван динамитом.
Огромные кресты встречались на Полотчине на древних дорогах, на распутьях. Некоторые можно найти в Беларуси и сегодня. И каждый из них — отражение событий в жизни то одного человека, то целого народа.picКаменный крест недалеко от деревни Заозерье.Каменный крест, который еще в середине ХIХ века стоял на Александровской площади Минска, оберегал близлежащие дома от эпидемий, пожаров и других несчастий.
Кресты у нас с первобытных времен. Их ставили в храмах, на былых языческих капищах, курганах, местах массовых крещений, перекрестках, на окраинах деревень и городов. Они и должны были оберегать людей от эпидемий и врагов.
Значительная их часть в 30-е, в период борьбы с религией, уничтожена.
Вот такие интересные истории, рассказы, легенды существуют о камнях и каменных крестах, что встречаются на просторах Беларуси, о которых мы так мало знаем, и которые при надлежащем внимании могли бы составить немалую часть туристического впечатления о нашей стране.picМузей валунов. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.

http://www.minsk-old-new.com/minsk-2740.htm

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ САЙТА EZOLIFE.INFO