ОТ ЧЕГО ДОРОЖАЕТ НЕФТЬ И БЕНЗИН…

ЗДАРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРОВА;)
ВЫЛОВИЛ В ИНТЕРНЕТЕ:)

Вот тут Почем бензин? нашёл толковое и небанальное  объяснение про ценообразование на бензин. Цифры по ценам несколько устарели, но остальное всё правильно.

«ФАС, как известно, наехала на российские нефтяные компании по поводу монопольно высоких цен на топливо. ФАС не первый раз это делает, но в первый раз оказалась относительно успешной. (Весьма относительно. Вначале ФАС наложила огромный штраф, но потом арбитражный суд его сильно уменьшил.)
Бензин в России стоит дороже, чем в нефтеимпортирующих Штатах, но, например, сильно дешевле, чем в нефтеэкспортирующей Норвегии. Собственно, уровень цен на бензин тут вообще не показатель, он слишком сильно искажается налогами, куда интереснее маржа, которую участники получают в разных звеньях цепочки стоимости.

Как это выглядит в России?

Начинается все с добытчика нефти где-нибудь в Западной Сибири. Поскольку дефицита экспортных мощностей для нефти сейчас в стране нет, этот производитель хочет за свою нефть, поставленную на российский НПЗ, выручить столько же, сколько за нефть поставленную на мировой рынок. Эта цена на жаргоне специалистов называется «экспортный нетбэк» и выглядит следующим образом :
(цена Брента в Роттердаме) – (скидка на качество российской нефти) – (стоимость морской доставки от Петербурга до Роттердама) – (стоимость транспортировки нефти по стране до Петербурга) – (экспортная пошлина на нефть)

Тут у нас появился первый сильно искажающий картинку налог – экспортная пошлина на нефть. В России она весьма высока, при средней цене Брента в 2009-м году в $61, она составляла $24.5. В итоге внутренняя цена нефти в Сибири, обеспечивающая ту же доходность, что и экспорт, составляла около 7 тыс. рублей или $30.5 – и это та цена, по которой НПЗ покупали нефть. Дальше им нужно было доставить нефть на заводы, это обходится еще примерно в 500-600 рублей, в зависимости от расположения завода. Итого, ладно, не будем скупиться, нефть обходится заводу в 8 тыс. рублей за тонну. Заметим, что маржинальная ставка ныне действующей пошлины составляет 65%, так что, рост внешней цены на $10, означает рост внутренней на $3.5 за баррель или на 1000 рублей за тонну.
(здесь и в дальнейших вычислениях принимается курс $1=30RUR, и коэффициент перевода баррелей в тонны 7.3)

Далее завод «разбирает» нефть на компоненты и продает их по частям. На среднем заводе это обходится еще рублей в 500 на тонну. И в итоге из тонны нефти получается килограмм 200 бензина, килограмм 300 диз.топлива, килограмм 100 керосина и 300-400 кило мазута. До сотни это все не сходится – часть нефти сжигается для собственного потребления завода, но с другой стороны, кой-какие другие компоненты, кроме нефти, в производсте нефтепродутов тоже используется. Маржа завода в итоге начинает зависеть от того, почем продаются все эти продукты. В принципе, как несложно видеть, главным продуктом, производимым российскими НПЗ, является мазут, который никому в России особо не нужен и потому цена на него низкая. Отчасти, уже поэтому бензин может быть дороже в России, чем в США, где заводы могут не производить мазута вообще, точно так же, как 150 лет назад полотно лахорского ткача могло быть сильно дороже, чем продукция мануфактуры в Лидсе.

Почти весь этот мазут идет на экспорт, где за него можно выручить примерно 70% того, что можно выручить за нефть. В Европе мазут отправляется на европейские НПЗ, где его обрабатывают в установках крекинга и превращают в диз.топливо. Правда, и доставка этого мазута на рынок обходится дороже, так как до порта он отправляется не по трубе, а по железной дороге. Но государство входит в положение и при экспорте тонны мазута берет всего 22% от той пошлины, которую взяло бы с экспорта тонны нефти, т.е. около $5 за баррель. Получается интересно – на разнице нефть-мазут теряем около $18 на баррель, но отыгрываем примерно столько же на разнице в пошлинах. Итак, считаем.
Мазут, допустим, весь пошел на экспорт. Выручили мы за него $60/bbl *0.7 =$42 за баррель, минус фрахт до Августы и портовые платежи $4 за баррель, минус пошлина $24.5*22%=$5.4 за баррель – получили $32.5 за баррель мазута в порту, или 6400 рублей за тонну. Железная дорога обошлась еще в 1400 рублей, так что, на круг нетбэк мазута к заводу составляет 5000 рублей на тонну. За 400 кило получается 2000 рублей. Запомнили.

Сколько мы выручим за светлые продукты, продав их на внутреннем рынке? В 2009-м году бензин в среднем продавался по 20 тыс. рублей, диз.топливо по 15 тыс, керосин по 16 тыс. С тонны перерабатываемой нефти у нас их получается, напомню, 200, 300 и 100 кг. соответственно. Правда, чтобы из этих цен еще нужно вычесть акциз – это в среднем 3 т.р. за тонну бензина (акциз разный на разные марки) и 1 т.р. на тонну ДТ. На керосин акциза нет. Итого – (20-3)*0.2+(15-1)*0.3+16*0.1=9.2 т.р. выручки за светлые продукты. Плюс 2 за мазут. 11.2 т.р. Ага, надо еще НДС вычесть, но не со всей суммы, а с той доли, что осталась в стране. Это примерно 400 рублей. Итого, на круг получается 2800 рублей на тонну нефти или 12.8 долларов за баррель.

Много это или мало? Вспоминаем, что добытчикам достается около 30. Гм… Смотрим на отчетность, например, BP и видим, что за последние 5 лет у BP эта цифра была около $7.5 за баррель, а в последние пару лет сильно ниже. Смотрим на данные компании Valero, специализирующуюся на нефтепереработке, считающюся самым сильным игроком в отрасли – у них маржа переработки в первые 3 месяца 2009-го была $5.8, в 2010-м – $8.9 – при том, что у этих фирм современные заводы, которые не производят большого количества невыгодного мазута. ( В этой презентации история с динамикой маржи переработки освещена чуть подробнее)

Заметим, предвосхищая возможные вопросы, что дефицита перерабатывающих мощностей в России тоже не наблюдается, около половины объема производства российских НПЗ идет на экспорт.

Но это только половина истории.

Сколько там бензин на воротах завода в среднем стоил? 20 тыс. рублей за тонну? Плотность бензина у нас 0.7, соответственно за литр это получается 14 рублей. Эге… А сколько он был в среднем на заправке в 2009-м году (если усреднять по маркам)? 22, никак не меньше. Эти 8 рублей на литр называются retail margin, розничная маржа. 25 центов на литр. Примерно 10 из них, так и быть, тратятся на перевозку, стоимость хранения и т.д. 15 – чистый профит. А знаете, какова розничная маржа торговли бензином на средней европейской или американской АЗС? Она нулевая, а бывает и отрицательной. Вот, пожалуйста, картинка цены на бензин в Мичигане — не забывайте, приводя эти цифры к привычным, делить их на 3.79 — они там указаны за галлон.

АЗС делают большинство своей прибыли на обороте магазина и кафе.
Ну и что следует из всей этой арифметики? Пункт первый, российские НПЗ действительно жили припеваючи по сравнению со своими иностранными собратьями. Впрочем, значительную часть этого счастья им обеспечивает льготный таможенный режим, как только при экспорте мазута придется платить не 22% от нефтяной пошлины, а втрое больше, как по совести следовало бы, т.е. лишние $11 за баррель, их маржа уполовинится. Если ФАС и есть за что курощать российских нефтепереработчиков, так это за то, что они не делятся своей экспортной льготой со своими покупателями. Хотя спору нет, столь высокая по сравнению с мировыми аналогами доходность должна вызывать у антимонопольщика большое желание посмотреть на ситуацию попристальней. Но вот куда действительно стоило бы заглянуть, это в торговлю. Впрочем, ситуация с бензином нисколько не уникальна. Корзинка товаров из супермаркета в Европе тоже частенько обходится куда дешевле, чем в Москве.

Причина тут в том, что в Европе и Америке зачастую на одном перекрестке стоит даже не две, а три или четыре заправки разных компаний. На автобанах заправки стоят каждые 20 км, и у каждого съезда – гроздью, volens nolens начнешь тут цены снижать (как мы помним, доход у заправок – с магазинов, с того, что именно в их магазины и кафе люди заходят). Вы такое в России где-нибудь видели? Главный корень дороговизны овсов для российских лошадиных сил, на самом деле, в весьма олигопольном рынке участков и разрешений на открытие заправок. Да, конечно, главные российские нефтяные компании держат рынок еще и тем, что не любят снабжать со своих нефтебаз независимых торговцев продуктами. Но рынок нефтепродуктов, тем не менее, весьма ликвиден, пусть с переплатой (но несравнимой с 15 центами за литр), независимый содержатель заправки всегда сможет найти топливо. Но вот никаких сил найти участок под свою заправку, а тем более, в бойком месте, напротив заправки конкурента, ему не хватит. И одним из аргументов на то, чтобы не выделять этот участок под заправку будет, кстати, тот, что одна уже есть поблизости. Наверное, этих сил могло бы хватить у грандов нефтяного рынка, но им-то как раз нет никакого интереса открывать конкурентные войны и раскачивать лодку, начиная вторжение на территорию противника. Тут и сговора-то никакого не нужно, сохранение существующей системы в их общих интересах.

Так что, если ФАСу действительно хочется привести цены на топливо к разумным, ему б стоило не за нефтяников браться, или как минимум, не только за них, но за рынок земли и разрешений. Но это, как мы все понимаем, уже совсем другая история».

А вот ещё одна раскладку, уже в другом аспекте. От nalymov:

Вот картинка за август 2008 года. С тех пор ничего по сути не изменилось.

А ещё есть и такое предположение: когда баррель на мировом рынке дорожает, то и бензин на внутреннем должен дорожать. А как же иначе?  Мы ведь часть мирового рынка!

А когда баррель дешевеет, то на внутреннем рынке бензин опять же должен дорожать. А как же: надо же отбить нефтяным монополистам и госбюджету потери от падения цен на мировом рынке.

Вот так и живём. От мирового рынка зависим.

http://bulochnikov.livejournal.com/

;)

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ САЙТА EZOLIFE.INFO